Подмосковная усадьба Марфино

Просмотров: 139

Усадьба Марфино (округ Мытищи в Московской области) — дворцово-парковый ансамбль и памятник русской архитектуры XVIII-XIX вв.

История

Марфино — подмосковная дворянская усадьба, расположенная в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII—XX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского.  

В настоящее время территорию усадьбы занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ. Свободное посещение открыто, режим пропускной. На входе надо показать паспорт или водительское удостоверение и выписать пропуск. Еще на входе у меня потребовали открыть фотосумку. Искали дрон, но не нашли.

Владельцы

Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. В допетровское время этими охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов (влиятельный член Боярской Думы во времена царствования Ивана Грозного, Бориса Годунова и Лжедмитрия I), думный дьяк Семён Заборовский.

В 1698 г. Марфино приобретает Борис Алексеевич Голицын — именно на этот период приходится строительство хором, обустройство французского парка и позже строительство церкви Рождества Богородицы (1701—1707 гг.) — единственной сохранившейся до наших дней постройки того времени. После приобретения Марфина он переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701—1707 гг. церковь Рождества Богородицы — памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.

Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. С 1728 г. усадьба Марфино перешла к Салтыковым. Будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков затеял здесь масштабное строительство: возводится новый каменный дворец, строятся парковые павильоны и беседки, два корпуса псарен и в 1777 году была возведена зимняя церковь свв. Петра и Павла. В оранжерее пестовали южные фрукты.

Золотыми буквами вписано в историю усадьбы время фельдмаршала Ивана Петровича Салтыкова и его жены Дарьи Петровны, урождённой Чернышёвой. Здесь они играли свадьбу, сюда каждое лето собирали лучшее московское общество на псовые охоты и театральные представления. Марфинские увеселения описаны в записках Вигеля, который писал про его хозяек:

Не знаю, откуда могли они взять совершенство неподражаемого своего тона, всю важность русских боярынь вместе с непринужденною учтивостию, с точностию приличий, которыми отличались дюшесы прежних времен. Если б они были гораздо старее, то можно бы было подумать, что часть молодости своей провели они в палатах царя Алексея Михайловича, с сестрами и дочерьми его, а другую при дворе Людовика XIV. Ни развратно-грубая Россия от Петра до Екатерины, ни гнусно-развратная Франция от регентства до революции не могли показать им образцов, достойных их подражания. Из предания обеих земель составили они себе благороднейший характер аристократии, смешав гостеприимство русской старины с образованностию времен просвещеннейших.

Вслед за смертью фельдмаршала Салтыкова увеселения прекратились, и усадьба с начала XIX века стала постепенно приходить в запустение. Во время Отечественной войны её разграбили французы. После гибели последнего графа Салтыкова (1813) имение перешло к его сестре Анне Орловой, которая, живя за границей, продала Марфино своему свёкру Владимиру Григорьевичу Орлову, директору Академии наук при Екатерине II. Но в том же году он умер, и владения перешли к его дочери, взявшейся за реконструкцию всех усадебных построек. Для этого она пригласила знаменитого московского архитектора М. Д. Быковского, который придал главному дому готический вид. Последней хозяйкой Марфино была знаменитая графиня Софья Владимировна Панина, известная тем, что построила Народный дом в Петербурге, где могли учиться люди любого сословия; именно она предоставила свой дворец в Крыму семье Льва Толстого, когда писатель тяжело болел и нуждался в смене климата.

Граф Орлов много сделал для хозяйственного обустройства Марфина: при усадьбе появились кузница, кирпичный заводик, столярная мастерская. Его дочь и наследница Софья Владимировна Панина с 1820-х годов продолжала перестройку господского дома и парковых сооружений. Первоначально работами велись под руководством крепостного архитектора Ф. Тугарова, при котором усадебные постройки приобрели черты ампира. Но уже вскоре, в 1837—1839 годах, была произведена перестройка усадьбы в духе «николаевской неоготики» по проекту архитектора М. Д. Быковского.

Самое неожиданное в усадебном доме — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта

А. Н. Греч Венок усадьбам

Окончательно работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти хозяйки усадьбы. Новый владелец, граф Виктор Никитич Панин, служил в Петербурге и наезжал в свою «подмосковную» сравнительно редко.

Перед Октябрьской революцией имением владели внучка В. Н. Панина, графиня С. В. Панина и её супруг А. А. Половцов.

Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.

С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года — санаторий Московского военного округа. С 1986 года — Марфинский центральный военный клинический санаторий), 356 номеров на 550 мест, численность персонала — около 300 человек.

К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих. В 1990—2009 годы под руководством начальника Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс, в нём — крытый бассейн. К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.

В 2009 году завершены реконструкция и капитальный ремонт исторических объектов усадьбы. С этого времени дворец приобрёл жилой вид, в нём стали размещаться помещения санатория, включая люксовые апартаменты.

В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс „Подмосковье“» Министерства обороны РФ.

В 2016 году Министерство обороны России, следуя директивам президента РФ Путина о расширении сферы внутреннего туризма, впервые открыло бесплатный доступ в садово-парковый ансамбль усадьбы и санатория для всех желающих — с ознакомительными, некоммерческими целями, по предъявлению паспорта.

Архитектура

Композиция генерального плана усадьбы основана на сочетании элементов регулярной и свободной планировки. 

Ядро ансамбля — двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760—80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М. Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления[1]). Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней. Важную роль в композиции ансамбля играют две двухэтажные жилые постройки XVIII века — украшенные восьмиколонными портиками тосканского ордера псарни, замыкающие с севера главную композиционную ось ансамбля. Другие постройки екатерининского времени — конный двор и каретный сарай — сохранились плохо. Строение конного двора, возведённое в XVIII веке и в 1830-х годах реконструированное, представляет собой стену с двумя проездными башнями. Здание находится в руинированном состоянии, в 2005 году вследствие пожара оно лишилось кровли. Декор фасада схож с оформлением стен главного дома, но выполнен в более сдержанных формах. Похожее оформление имеет и краснокирпичное с белокаменными деталями здание каретного сарая. 

В юго-западной части усадьбы расположены вотчинные храмы — летняя церковь Рождества Богородицы и зимняя церковь Петра и Павла. Церковь Рождества Богородицы построена в 1701—1707 годах по проекту крепостного архитектора В. И. Белозёрова. Это крестчатое в плане центрическое здание увенчано широким световым барабаном; последний завершается куполом с небольшой главкой. В оформлении храма переплетаются черты голицынской вариации московского барокко и более позднего петровского барокко. Выступы-притворы с двухскатными крышами завершены фронтонами. Здание украшено коринфскими пилястрами с резными белокаменными капителями. Окна декорированы строгими белокаменными наличниками. Особую выразительность интерьеру храма придают расположенные по кругу четыре массивных пилона, поддерживающие световой барабан. Орнаментальная роспись сводов и арок выполнена в 1840-х годах. Небольшая церковь Петра и Павла, построенная в 1770-х годах в стиле классицизма, относится к редкому для своего времени типу храма «под звоном». Основной объём храма, имеющий форму ротонды, перекрыт световым барабаном с куполом. В восьмигранном световом барабане храма помещались колокола. Белокаменный декор церкви, созданный по проекту М. Д. Быковского, несёт в себе черты ренессанса. Боковые входы в храм подчёркнуты ризалитами. Интерьер сохранил классицистическую обработку; 8 дорических колонн поддерживают хоры, ограждённые балясником. Росписи стен храма утрачены. 

Сохранился обширный парк с беседками и прудами. Двухъярусная-беседка полуротонда построена в XVIII веке при Салтыковых. Её рустованный нижний ярус имеет восьмигранную форму и прорезан проёмами входов. Во втором ярусе — опирающейся на римско-дорическую колоннаду восьмиколонной беседке — находится статуя Аполлона Бельведерского. В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном. Она представляет собой перекрытую половиной сферического купола тосканскую колоннаду. Через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост, выстроенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837—1839 годах по проекту М. Д. Быковского. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. К 2016 году мост, находящийся в зоне совместной ответственности Министерства обороны РФ и муниципальных властей Мытищинского района, закрыт из-за аварийного состояния и отсутствия средств на реконструкцию. От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов, тоже оформленная Быковским; на верхнем ярусе находится открытая беседка, а у подножия лестницы размещены фонтан и пристань. На парапетах лестницы первоначально находились скульптурные группы.

За южными границами кадастровой территории ансамбля и современной ограды усадьбы остались три её объекта, представляющие культурно-историческую ценность: треугольный конный двор, каретный сарай и дом управляющего. Все три объекта, передачу которых в пределы территории усадьбы заблокировала администрация Мытищинского района, заброшены и медленно разрушаются.

Кино

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов фильмов: «Дворянское гнездо» (1969), «Драма из старинной жизни» (1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Большое космическое путешествие» (1975), «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» (1976), «Женщина, которая поёт» (1978),  «Стакан воды» (1979), «Лес» (1980), «Тайна Эдвина Друда» (1980), «Вербовщик» (1991), «Мастер и Маргарита»[6] (1994) сцены бала Сатаны, «Крестоносец» (1995), «Рыцарский роман» (2000) сцены турнира в начале фильма, «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001) эпизод, «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Самый лучший фильм 2» (2009).

В массовке часто играли местные жители.

Проезд

На электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар (примерно 50 минут). Желательно заранее посмотреть расписание движения поездов, например, в Яндексе. Могут быть отмены или большие паузы. Далее на автобусе № 37. Ходит через каждые полчаса.

На автомобиле по Дмитровскому шоссе — на 39 километре будет поворот с указателем «Марфино», после поворота нужно проехать еще около 3 км.

Необходимо показать паспорт на входе. Еще меня попросили открыть фотосумку.

Оцените эту статью 1 голос

Евгений

  • Мужской